Общая информация
Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. Цель проекта – обеспечить информационно-методическую, научную поддержку региональных систем образования по формированию функциональной грамотности школьников.
Функциональная грамотность – это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Доступ к Банку заданий открыт для всех образовательных организаций.
Авторизоваться на указанном электронном ресурсе можно при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ. Пошаговая инструкция, как получить доступ к Банку заданий, представлена в руководстве пользователя по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.
Вопросы, связанные с доступом к Банку заданий и его функционированием, можно направлять по адресу электронной почты fg@edu.ru.
Для поддержки учителей образовательных организаций по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности запланировано проведение серии онлайн-семинаров в течение 2023/24 учебного года, разработаны методические материалы, а также задания по видам грамотностей. С данными материалами можно ознакомиться на портале «Единое содержание общего образования» (https://edsoo.ru/).
Вместе с тем можно ознакомиться с результатами работы региона по внедрению в учебный процесс Банка заданий по ссылке: https://sas.ficto.ru/literacy .
Банк заданий
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на платформе РЭШ Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) Цифровая школа Оренбуржья Материалы Функциональной грамотности от Министерства образования Оренбургской области.
Документы
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
- Распоряжение Управления образования администрации города Оренбурга от 01.11.2022 года № 791 "Об утверждении плана мероприятий по повышению функциональной грамотности обучающихся"
- Приказ Министерства образования Оренбургской области от 17.09.2021 № 01-21/1502 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Распоряжение Управления образования администрации города Оренбурга от 31.10.2023 г. № 731 "Об утверждении муниципального плана по повышению функциональной грамотности обучающихся"
- Приложение к распоряжению Управления образования администрации города Оренбурга от 31.10.2023 г. № 731. Муниципальный план мероприятий по повышению функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год
Демонстрационные материалы:
• Единое содержание общего образования: https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm
• Институт стратегии развития образования РАО: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/
• Центр оценки качества образования ИСРО РАО ( http://www.centeroko.ru/)
Математическая грамотность
http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_ml.html
Естественнонаучная грамотность
http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html
Читательская грамотность
http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html
Финансовая грамотность
http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_fl.html
Банком России совместно с Минфином России разработаны методические рекомендации и учебно-методические материалы, предназначенные для организации и проведения учебных занятий по финансовой грамотности. Документы размещены на информационно-просветительском ресурсе Банка России: http://fincult.info/prepodavanie/
Банк России организует осеннюю серию онлайн-уроков финансовой грамотности. Для участия в онлайн-уроках необходимо зарегистрироваться на сайте http://dni-fg.ru/ и выбрать в интерактивном расписании интересующую тему, дату, время онлайн-урока.
Глобальные компетенции
http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_gc.html
Дополнительные материалы:
Методические рекомедации:
• Методические рекомендации по формированию математической грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе
• Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе
• Методические рекомендации по формированию естественно-научной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе
• Методические рекомендации по формированию финансовой грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе
• Методические рекомендации по формированию креативного мышления обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе
• Методические рекомендации по формированию глобальных компетенций обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе
https://youtu.be/TMg8KeItUiU
https://youtu.be/jFckp-dvUvc
https://youtu.be/Jl-8MOyDfSE
https://youtu.be/60nRwGDOE20