МОАУ Лицей№9
Оренбург
  • Функциональная грамотность

    Общая информация
    Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. Цель проекта – обеспечить информационно-методическую, научную поддержку региональных систем образования по формированию функциональной грамотности школьников.
    Функциональная грамотность  – это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

    1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
    5. Креативное мышление.
    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    • - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
    • - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
    • - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
    Доступ к Банку заданий открыт для всех образовательных организаций.
    Авторизоваться на указанном электронном ресурсе можно при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ. Пошаговая инструкция, как получить доступ к Банку заданий, представлена в руководстве пользователя по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.
    Вопросы, связанные с доступом к Банку заданий и его функционированием, можно направлять по адресу электронной почты fg@edu.ru.
    Для поддержки учителей образовательных организаций по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности запланировано проведение серии онлайн-семинаров в течение 2023/24 учебного года, разработаны методические материалы, а также задания по видам грамотностей. С данными материалами можно ознакомиться на портале «Единое содержание общего образования» (https://edsoo.ru/).
    Вместе с тем можно ознакомиться с результатами работы региона по внедрению в учебный процесс Банка заданий по ссылке: https://sas.ficto.ru/literacy .
    Банк заданий
    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на платформе РЭШ  Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) Цифровая школа Оренбуржья Материалы Функциональной грамотности от Министерства образования Оренбургской области.


    Документы

    Демонстрационные материалы:
    •    Единое содержание общего образования: https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm

    •    Институт стратегии развития образования РАО: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/

        Центр оценки качества образования ИСРО РАО ( http://www.centeroko.ru/)

    Математическая грамотность
    http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_ml.html


    Естественнонаучная грамотность

    http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html

    Читательская грамотность
    http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html

    Финансовая грамотность
    http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_fl.html


    Банком России совместно с Минфином России разработаны методические рекомендации и учебно-методические материалы, предназначенные для организации и проведения учебных занятий по финансовой грамотности. Документы размещены на информационно-просветительском ресурсе Банка России: http://fincult.info/prepodavanie/
    Банк России организует осеннюю серию онлайн-уроков финансовой грамотности. Для участия в онлайн-уроках необходимо зарегистрироваться на сайте http://dni-fg.ru/ и выбрать в интерактивном расписании интересующую тему, дату, время онлайн-урока.

    Глобальные компетенции
    http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_gc.html

    Дополнительные материалы:
    Методические рекомедации:
    •    Методические рекомендации по формированию математической грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе
    •    Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе
    •    Методические рекомендации по формированию естественно-научной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе
    •    Методические рекомендации по формированию финансовой грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе
    •    Методические рекомендации по формированию креативного мышления обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе
    •    Методические рекомендации по формированию глобальных компетенций обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе

    https://youtu.be/TMg8KeItUiU
    https://youtu.be/jFckp-dvUvc
    https://youtu.be/Jl-8MOyDfSE
    https://youtu.be/60nRwGDOE20

    Документ
    Регистрационный №
    и дата
    Серия и №
    Дата окончания
    срока действия

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie